Наши публикации

"То, что хотелось бы забыть,
То, что не может быть забыто…"
   И когда Он снял пятую печать, я увидел под жертвенником
   души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели.
   И возопили они громким голосом, говоря: доколе, Владыко Святый и Истинный,
   не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу?
(Откр. 6, 9-10)
   
   …знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден или горяч!
   Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих
(Откр. 3, 15-16)
 
  


   

СССР: У нас, товарищ Калигула, каждый комсомолец может устроить гонения почище ваших римских!
(иллюстрация к роману "Белая гвардия", М.Булгаков, М.ЭКСМО, 2003.)

   В истории каждого государства есть такие периоды, о которых каждому здравомыслящему человеку хотелось бы забыть. Время, когда мрак террора и разбоя покрывает Родину, всегда болезненно воспринимается не только в памяти непосредственных участников и жертв кровавых событий, но и в памяти их потомков. Более того, размышление о зле, совершенном в прошлом, осознание губительности этого зла помогает нации идти вперед. Не дав четкую и однозначную оценку прошлому, невозможно устремляться в будущее. Всегда ли мы помним об этом? Осознаем ли мы наше прошлое, понимаем ли его значение, даем ли ему нравственную оценку?! С горечью приходится констатировать тот факт, что мы просто пытаемся забыть все, что было позади. Как ребенок, прячущийся от других, закрывает свои глаза руками, так и мы упорно стараемся не замечать нашего прошлого. Мы находим массу причин для того, чтобы не оборачиваться назад, и главной из них является то, что мы не считаем себя виновными в том, что произошло. И в самом деле: "Разве я сторож брату моему?" (Быт.4:9)
   В этом году 8 февраля Православная Церковь празднует Собор новомучеников и исповедников Российских[1]. Что означает этот праздник в общечеловеческом смысле? Прежде всего, это акт признания Церковью действий государства как богоборческих, как противоречащих нормам человеческой морали, нормам христианства. Сложно переоценить значение этого акта, ведь Юбилейный архиерейский собор Православной Церкви 2000 года дал однозначную нравственную оценку событий нашего прошлого. Формулировка "от богоборческой власти убиенных", это не попытка мягкого компромисса и заигрывания, это четкое выражение церковного мнения. Признаем ли мы справедливость такого утверждения, является ли авторитет Церкви в этом вопросе для нас весомым? К сожалению, наши поступки говорят об обратном.
   Давайте на секунду представим, что близкого и дорогого нам человека убивает преступник, преступник злой и расчетливый, преступник, чьи руки обагрены кровью десятков людей. И вот однажды по дороге домой мы видим огромный портрет этого человека на стене своего дома. Не стали ли бы мы срывать ненавистное изображение, не позвали бы мы на помощь соседей и знакомых, дабы все увидели это вопиющее безобразие и вместе с вами уничтожили гнусную картину. Вроде бы все по-человечески понятно, и такая реакция вполне естественна. Вот только почему, видя монументальную статую кровавого палача христианства В.И. Ленина, мы равнодушно проходим мимо? Почему молча смотрим, как этому сумасшедшему тирану возлагаются цветы? Почему некоторые из нас позволяют себе фразы в стиле: "Вот был бы Сталин у власти - он бы устроил порядок"?! Почему Белорусский Республиканский Союз Молодежи называет себя правопреемником комсомола, т.е. правопреемником организации, члены которой участвовали в массовых расстрелах верующих, духовенства, разрушении храмов. И мы молча позволяем нашим детям становиться членами организации, берущей свое начало от людей, обагривших себя кровью святых?! Почему мы с жалостью вспоминаем о временах застоя и колбасе по рубль двадцать, упорно забывая тех, кто был принесен в жертву этой стабильности? Сейчас каждый из нас может прочитать "Архипелаг ГУЛаг" Солженицына, каждый может увидеть, какой ценой была куплена стабильность застойного периода. Миллионами смертей была вымощена дорога к "светлому будущему", кровью, потом и слезами наших дедов и прадедов, бабушек и прабабушек, матерей и отцов. А мы даже не способны подобно фарисеям воскликнуть: "Если бы мы были во дни отцов наших, то не были бы сообщниками их в пролитии крови пророков" (Матф.23:30). И ведь сейчас мы не рискуем подвергнуться гонениям за правду, никто нас не поведет на расстрел за наши слова, никто не станет гноить в лагерях. Но мы по-прежнему готовы угодливо поддакивать и называть прошлое "светлым и безоблачным". Неужели мы вслед за распявшими Христа будем восклицать: "Кровь Его на нас и на детях наших" (Матф.27:25)
   Гонения на христиан, возникшие в XX веке, стали более кровавыми, чем гонения первых веков. И произошло это в стране, считавшейся Православной, в стране, где Православие было государственной религией. Не внешний враг вторгся в нашу страну, не полчища язычников стали разрушать наши храмы, "ибо не враг поносит меня, - это я перенес бы; не ненавистник мой величается надо мною, - от него я укрылся бы; но ты, который был для меня то же, что я, друг мой и близкий мой, с которым мы разделяли искренние беседы и ходили вместе в дом Божий" (Псалтирь 54, 13-15). Епископы, священники, монахи и простые миряне стали гонимы за исповедание Христа в стране, до недавних пор считавшейся православной. Не были ли причиной тому теплохладность и безразличие, охватившие общество перед революцией? И не такое ли безразличие царствует и сейчас в наших умах?! Мы инертны и пассивны - если кто-нибудь провозгласит войну Церкви, мы даже не станем возражать.
   Подвиг новомучеников и исповедников, пострадавших за веру Христову в XX веке, не может быть забыт. Сонм этих святых предстоит сейчас у престола Господня, вознося свои молитвы о нас. Вспомним же слова апостола Павла: "Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения" (2Кор.6:2) Лишь покаявшись в грехах нашего прошлого, отвергнув его проклятые плоды, мы можем идти по пути возрождения нации. Устремим же наш взор к Небу!

   А.Шурский.

   Святые мученики и исповедники,
   молите Бога о нас!
   
  [1] Память всех, пострадавших за веру в ХХ веке, Русская Православная Церковь отмечает 8 февраля. В этот же день Святая Церковь совершает поминовение и всех усопших, пострадавших в годину гонений за веру Христову. Поминовение это совершается по определению Священного Синода Русской Православной Церкви от 30 января 1991 года на основании решения Поместного Собора 1917-1918 годов.
   


   ТРОПАРЬ новомученикам и исповедникам Российским

   Днесь радостно ликует Церковь Русская, / яко мати чада, прославляющи новомученики и исповедники своя: / святители и иереи, / царственныя страстотерпцы, благоверныя князи и княгини, / преподобныя мужи и жены / и вся православныя христианы, / во дни гонения безбожнаго жизнь свою за веру во Христа положившия / и кровьми Истину соблюдшия. / Тех предстательством, Долготерпеливе Господи, / страну нашу в Православии сохрани / до скончания века.
   
* * *
   Все те, кого мы растоптали
   Своей уверенной ногой,
   Нас незаметно лучше стали,
   Свой путь закончив непростой.
   
   Все те, кого мы хоронили
   С табличкой "враг" в худых руках,
   Нас всех навечно пережили,
   Вселяя в сердце боль и страх.
   
   А мы, клеймя врагов народа,
   Забыли истину одну
   И, покорив себе природу,
   Создали новую страну.
   
   Мы поменяли все каноны,
   Фигур картонных множа лес,
   Повесив яркие погоны
   И целью выставив прогресс.
   
   Но в это время все бурлило
   В глубоких недрах душ людей,
   И наконец другая сила
   Продлила краткость наших дней.
   
   Так что ж, друзья, теперь забудем
   О том, что было позади,
   И скажем: "Это злые люди
   Вершили казнь в своей груди?!"
   
   Нет, мы в ответе за былое,
   За кровь и горе, боль и страх,
   Лишь покаяние святое
   Предать земле поможет прах.
   
   А потому сейчас, не медля
   Должны мы каяться в грехах,
   Коль мы цветок дурного стебля,
   Отбросим прочь стыдливый страх!
   
   08.11.2003 г. А. Шурский.

на главную страницу
сайта Гродненской епархии